НИЖЕГОРОДСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН
Хронологический порядок открытия участков метро:
1977г. 17 декабря
Начало строительства со станции Ленинская
1985г. 20 ноября
Открытие участка «Московская» — «Пролетарская»
1987г. 8 августа
Открытие участка «Пролетарская» — «Комсомольская»
1989г. 15 ноября
Открытие участка «Комсомольская» — «Парк Культуры»
1993г. 20 декабря
Открытие участка «Московская» — «Бурнаковская»
2002г. 9 сентября
Открытие участка «Бурнаковская» — «Буревестник»
2009г. 4 ноября
Завершение строительства метромоста. Запуск автомобильной части
2012г. 4 ноября
Планирующийся ввод в эксплуатацию участка «Московская» — «Горьковская»
ИСТОРИЯ НИЖЕГОРОДСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА
История Нижегородского метрополитена начинается в октябре 1973 года, когда к разработке первой очереди метрополитена приступили проектировщики Московского института «Метрогипротранс».
Строительство началось 17 декабря 1977 года. В этот день были вбиты первые сваи в основание станции Ленинская. На месте начала строительства установлен памятный знак (буква М в тоннеле).
В сентябре 1978г. от станции Ленинская началась проходка тоннелей.
20 ноября 1985 года произошел запуск первой линии 3-го метро в России и 10й на Територии бывшего СССР, названной Автозаводская (красная). 6 станций охватывали наиболее загруженные транспортные участки от ж/д вокзала Московский вдоль промышленных и жилых районов города заречной части до станции метро Пролетарская.
Позже, в 1987 году линию метро первой очереди продлили до проходных Автозавода. Пассажироборот сильно вырос. Городские чиновники выполняли дальнейший план строительства линий второй очереди: спустя еще два года были открыты станции Кировская и Автозаводская. Теперь от Московского ж/д вокзала можно было добраться до Парка Культуры всего за 20 минут. Пути проходят под жилыми застройками, поэтому их строительство шло дольше, чем раньше.
В 1988 году были потрачены деньги на проекты продления автозаводской линии до исторического центра города. Для этого было необходимо пересечь реку Ока и проложить пути в крутом правобережном склоне Дятловых гор. Были созданы первые проекты станции метро Горьковская. Также в этом году были предприняты первые попытки ее строительства, но из-за общественных беспочвенных возмущений строительство было свернуто, стройплощадка была расчищена.
В 1991 году были созданы проекты метромоста, по которому планировалось также запустить автотранспорт.
1992 год - переименование Горьковского метрополитена в Нижегородский метрополитен.
В 1993 году произошел запуск второй линии - Сормовской (синяя). Было открыто две станции метро - Канавинская и Бурнаковская.
До 1999 года о продолжении строительства метро только говорили, были проекты, были потрачены деньги, но строительство так и не шло. Все же продолжилось оно уже в 2000 году, медленно, но верно возводились пути по Сормовской линии до станции Буревестник, которая располагается у Машиностроительного Завода. Параллельно этому строительству деньги чиновников уходили на изменение проекта метромоста через реку Ока в исторический центр города, где ранее планировалось возведение станции метро Горьковская.
В 2002 году не смотря на множество трудностей Буревестник был открыт. Счастливые нижегородцы 9 сентября того года проехались на метропоезде, на лобовом стекле которого висела надпись: "Спасибо за Буревестник! А Горьковскую слабо?" - таким образом жители города хотели показать что они нуждаются в метро.
К 2008 году строительство метромоста переходит среднюю фазу и идет на финальную прямую. Возведены опоры и возводятся секции одна за другой.
К лету 2008 года перед взором нижегородцев и гостей города предстал во всем своем величии почти завершенный метромост, который по планам будет запущен как автомобильный в 2009 году и как метромост - в 2011. Начата подготовка к строительству путей в сторону ст. м. Горьковская. Сама станция будет возводиться как только чиновники уладят все формальности с коммуникационными узлами в районе стройки и ГИБДД. Завершение строительства и запуск в эксплуатацию запланировано к 2011 году.
В сентябре 2008 года началась сборка тонелепроходческого щита "Lovat", мост был поднят на последнюю опору, строительство движется к завершающей стадии.
Летом 2009 года было начато строительство оборотных тоннелей для Сормовско-Мещерской линии метро. Это необходимо для создания движения поездов по отделенной от автозаводской линии.
В течение всего 2010 года продолжалось строительство станции Горьковская. Тоннели пройдены и достраиваются для обеспечения движения поездов. Ориентировочная дата открытия метро в нагорной части Нижнего Новгорода - середина 2012 года.
В феврале 2011 года впервые официально заговорили о перспективах Сормовской ветки метрополитена. Так, было принято решение выделить из горбюджета средства на выполнение проекта обоснования инвестиций по строительству ветки метро от станции "Буревестник" (Московский район) до ул.Щербакова (центр Сормово, Сормовский район). Наиболее перспективным признан вариант прокладки метро наземным путем с использованием существующей железнодорожной ветки, как наименее затратный.
Разработка инвестиционного проекта займет 6 месяцев, а стоимость составит 20 млн. рублей. Были отправлены запросы в управление ГЖД, поскольку рассматриваемая политиками железнодорожная ветка находится в федеральной собственности.
В марте 2011 года пришел ответ из ГЖД с тем, что передача в муниципальную собственность участка железной дороги на станции Варя и перегоне Починки – Варя (Сормовский район, Нижний Новгород) возможна только на основании решения министерства транспорта Российской Федерации. Таким образом железной дороге было положено сохранить грузовую и пассажирскую работу до станции Варя. В результате администрация города поручила создать рабочую группу для взаимодействия с ГЖД и другими заинтересованными сторонами по данному вопросу и разработать до конца года детально просчитанные обоснования для использования нужного участка под метро с участием всех заинтересованных сторон.
В течение всего 2011 года на будущей станции метро "Горьковская" работы не прекращались и велись с учетом запланированного графика при постоянном финансировании из федеральных, городских и областных средств. В августе стало известно, что архитектурный проект будущей станции метро уже разработан и находится в стадии доработки мелких замечаний. Становится известно, что в основе дизайна "Горьковской" лежит концепция птицы буревестника. Разработчики проекта уверяют, что их вдохновила «Песнь о буревестнике» Максима Горького, разумеется, не как революционное произведение, а как символ веры в светлое будущее.
СТАТИСТИКА
В Нижнем Новгороде линии метро мелкого заложения, за исключением части перегона "Бурнаковская" - "Буревестник", станции "Буревестник" и примыкающих к ней тупиков, которые находятся на поверхности в специальном "коробе", утопленном в землю на 2-3 метра.
Общая протяженность линий 15.5 км. Всего две линии:
№ |
Название |
Конечные станции |
Цвет |
Введена в строй |
Кол-во станций |
Протяженность |
1 |
Автозаводская |
(Московская - Парк Культуры) |
Красный |
20.11.1985г. |
10 |
11.5 |
2 |
Сормовская |
(Московская - Буревестник) |
Синий |
20.12.1993г. |
3 |
4.2 |
Среднее расстояние между станциями - 1.29 км.
Длина платформ - 102м (на ст.м. Московская - 105м)
Пассажиропотоки (по данным metronom-nn.ru):
станции метрополитена |
перевозки метрополитена* |
Парк культуры |
10.956 |
Кировская |
4.115 |
Комсомольская |
4.098 |
Автозаводская |
4.126 |
Пролетарская |
11.077 |
Двигатель революции |
10.435 |
Заречная |
18.039 |
Ленинская |
7.133 |
Чкаловская |
7.128 |
Московская |
19.110 |
Канавинская |
7.128 |
Бурнаковская |
4.551 |
Буревестник |
6.011 |
всего пассажиров в сутки |
113.907 |
*анализ перевозок за ноябрь-декабрь 2010г. |
Строительство перегонных тоннелей велось с использованием экспериментальных неапробированных технологий: монолитной пресс-бетонной обделки. Следствием этого стали проблемы как при строительстве (от задержек при проходе кривых до поднятия трамвайных путей при выдавливании бетона), так и при эксплуатации: тоннели, построенные по технологии МПБО, не выдерживают нагрузок от эксплуатации и уже через 25 лет требуют реконструкции.
На Сормовской линии временно организовано левостороннее движение до тех пор пока не будет закончено строительство путей в сторону станции Ярмарка.
В Нижегородском метрополитене с момента открытия до настоящего времени используются вагоны 81-717/81-714(«номерные»), в составах по 4 вагона (станции рассчитаны на 5 вагонов). В метрополитене единственное депо Пролетарское, в нём находится 20 составов, одновременно на линии работают от 7 до 10 составов. Большая часть вагонов произведена на АО "Вагонмаш" в Санкт-Петербурге, кроме того есть вагоны с "Метровагонмаш" в подмосковных Мытищах.
Согласно статистическим данным, приведенным директором "Самарского метрополитена" Владимиром Плетневым в одном из своих интервью, расходы на 1 км пути в самарском и нижегородском метро одни из самых низких:
в Москве - 106 тысяч рублей
в Санкт-Петербурге - 87 тысяч рублей
в Казани - 48 тысяч рублей
в Новосибирске - 47 тысяч рублей
в Екатеринбурге - 45 тысяч рублей
в Самаре - 32 тысячи рублей
в Нижнем Новгороде - 18 тысяч рублей